Платные услуги в школе и внебюджетное финансирование образовательных учреждений

18.05.2012


Как только стало известно о новом законопроекте – «О внесении изменений в систему финансирования учреждений государственного (муниципального) значения», многие руководители образовательных учреждений стали задаваться вопросами: «Будет ли платное образование?», «Будет ли платным среднее образование или нововведения коснутся только школ и ВУЗов?» и вообще «В чем заключается суть градации учебных учреждений на бюджетные, казенные и автономные?».   

Каким образом будут распределяться внебюджетные средства?

Оказывается, суть вопроса сводится к тому, что назрела необходимость изменить устаревшую систему финансирования учреждений. И если раньше автономное образовательное учреждение, а также бюджетное образовательное учреждение финансировались по смете, которая отражала необходимые на отдельные нужды средства, то сегодня все средства будут перечисляться в бюджет в виде субсидий. Таким образом, закон о платном образовании позволяет совету учебного заведения во главе с директором самостоятельно принимать решения в отношении распределения субсидированных средств. Однако казенные учреждения образования останутся на прежней системе финансирования.

На сегодняшний день большая часть учебных заведений оказывает платные услуги, следовательно, можно говорить о том, что платное среднее образование в нашей стране уже практикуется. Однако свободно воспользоваться полученными средствами не так-то просто. Расходование средств происходит по следующей схеме: средства, полученные за дополнительные платные услуги в школе, перечисляются в бюджет, после чего бюджет возвращает учреждению лишь ту сумму, которой, по мнению чиновников достаточно для решения внутренних вопросов конкретной школы.

После принятия законопроекта бюджетное и государственное автономное образовательное учреждение смогут самостоятельно распоряжаться полученными средствами, предоставляя платные услуги в образовании. Безусловно, большая свобода влечет за собой и большую ответственность руководителей, которые получили возможность использовать мощные финансовые рычаги, используя внебюджетные источники финансирования.

Насколько изменится механизм формирования субсидий?

Одним из важных вопросов, который волнует руководителей учебных заведений, является: «Окажет ли платное образование в России влияние на размер субсидии?» И неудивительно, ведь некоторые бюджетные учреждения образования едва справляются с той суммой субсидий, которую государство им выплачивало до этого момента. Однако чиновники утверждают, что снижение размера субсидий данным законом не предусмотрено. К тому же объем обязательных бесплатных услуг в образовательных учреждениях останется прежним, но наряду с ними также будут существовать платные услуги в сфере образования.

Что касается методики расчета субсидированной суммы, то она исчисляется как и прежде по нормативу – из расчета необходимых средств на одного ученика, включая заработную плату преподавателей, различные учебные расходы, пр. Далее субъект федерации - государственное бюджетное образовательное учреждение исходя из количества учащихся, передает субвенцию в муниципалитет. Получив данные от всех субъектов, муниципалитет распределяет средства между всеми учреждениями в зависимости от количества учеников.

В связи с тем, что на территории РФ в сфере образования существуют разные учреждения, которые отличаются типом предоставления образовательных услуг - казенные и бюджетные учреждения (лицеи, школы, гимназии) – муниципалитетом может быть установлен повышающий к нормативу коэффициент. Таким образом, повышается эффективность внутреннего распределения полученных средств.

Как руководители учебных заведений будут подсчитывать необходимую сумму на нужды учреждения?

Безусловно, «хороший хозяин» в лице директора нацелен на успешное развитие своего «дома», а потому он будет стремиться к большему заработку. Правда, уже сегодня многие образовательные учреждения зарабатывают, внедряя платное образование в школах, тем самым получая дополнительное внебюджетное финансирование образования. Теперь нет необходимости быстро распределять полученные таким образом средства. Согласно закону, все средства не будут обнуляться, наоборот – они будут переходить на баланс учебного заведения уже на следующий год.

Стоит отметить, что расчет платной услуги в школе будет производиться в индивидуальном порядке каждым учреждением, а вот размер государственной субсидии, независимо от того казенное общеобразовательное учреждение, автономное или бюджетное – для всех будет одинаковым.

И все равно напрашивается вопрос: «Не станет ли платное школьное образование поводом к сокращению бесплатной образовательной программы?» Ведь многие руководители могут самостоятельно «урезать» бесплатную программу, дабы внедрить платное образование в школе в 2012 году. Однако количество бесплатных часов строго регламентируется стандартами образования, что помешает самовольному переходу на полное платное среднее образование в России.

Насколько эффективен данный механизм?

Оказывается, новый закон отнюдь не стал нововведением в практике образования, поскольку платное образование уже активно применяется на территории России (31 регион).
Однако, несмотря на достигнутые результаты, среднее платное образование 2012 года призвано усовершенствовать данный механизм. В первую очередь, это связано с недостаточной нормативно-образовательной базой регионов России, в которых были отработаны механизмы внебюджетного финансирования образовательных учреждений. Вполне возможно, что новый законопроект позволит завершить формирование нормативного обеспечения, способствующего развитию образовательных заведений посредством внедрения системы платных образовательных услуг в школе.

 

Однако, несмотря на достигнутые результаты, среднее платное образование 2012 призвано усовершенствовать данный механизм. По-прежнему многие вопросы в отношении внебюджетного финансирования образовательных учреждений остаются открытыми. Поэтому директорам, бухгалтерам, юристам всех образовательных учреждений станет полезным основательное изучение механизма платных образовательных услуг в школах и других учебных учреждениях.

Времени осталось совсем мало, уже с 1 сентября образование платное и бесплатное – категории, которые будут действовать на равных условиях, механизм внебюджетного финансирования будет запущен. И целесообразным станет посещение семинара, который планируют провести в июне в Санкт-Петербурге.