Проблемы современного начального образования

23.09.2012


Главные основы образования

Во-первых, мировое сообщество должно носить открытый характер. Среда человеческого существования на социальном пространстве должна быть достаточно расширена, а межличностные и межгрупповые коммуникации должны приобретать новые формы и виды.

Во-вторых, любой представитель общества имеет право на права и свободы в своей жизнедеятельности с соблюдением определенных норм ответственности.

В-третьих, что особенно важно, это развитие личности нового культурного типа, которая при сохранении своей индивидуальности, способна проявлять активность, интенсивную социализацию и самостоятельность.

Эти составляющие самым прямым образом влияют на такие понятия, как сфера и качество современного образования.

Образование в школах в последнее время стало измеряться не столько уровнем полученных знаний, сколько усиленной ориентировкой на другие позиции: получение углубленных знаний в различных направлениях жизнедеятельности, стремление к изучению искусства существования в обществе, овладение гуманистическими принципами и мотивацией самообразования на протяжении длительного периода жизни.

Фундамент образовательной среды

Особое внимание в образовании уделяется начальному образованию — основе образовательной среды.

Для выработки единой мировой системы начального образования проводятся различные мероприятия, специальные программы, мониторинги.

Тщательное и детальное исследование показало, что во многих странах главным в образовании считается оценка межпредметной компетенции учеников. Формирование данной ступени развития, как правило, закладывается в начальной школе. И от того, насколько качественным были первоначальные знания, зависит эффективность дальнейшего образования. Многие национальные системы качественное образование рассматривают как доступное и эффективное, соответствующее современным требованиям и вызовам.

Мировое сообщество и начальное образование

В свете такого подхода мирового сообщества к начальному образованию, отечественная система оказалась недостаточно эффективной. Некоторые несоответствия передовым образовательным стандартам, ориентировка на узкопредметные знания и наращивание количественных показателей привели систему к тому, что сейчас начальная школа оказалась в сложной противоречивой ситуации.

Кроме внутренних позиций, особое влияние на формирование образовательной системы имеют и внешние факторы.

Экономический кризис, изменение направления в развитии страны, невостребованность населения привели к росту социальной незащищенности и ощущения неопределенности. И, как следствие, в обществе произошел спад рождаемости, усилилась миграция, эмиграция, что привело к стихийному изменению структуры и среды общества.

Одним из факторов, влияющих на формирование мировоззрения школьников, являются средства массовой информации. Они смело конкурируют с учебными учреждениями в вопросе культурно-воспитательной работы среди подрастающего поколения. В последнее время существенно изменилась структура семья и отношения в ней. В ячейке общества все чаще появляется дефицит общения взрослых и детей, и ребенок фактически теряет психологическое убежище.

Новое поколение школьников

Совокупное влияние этих факторов послужило тому, что в школы в нашей стране идет совершенно новое поколение. Самым тревожным фактом стало то, что у детей дошкольного возраста резко ухудшилось здоровье. Большинство дошкольников страдают хроническими заболеваниями, растет число детей с отклонениями в психическом развитии, только половина первоклассников обладает стандартным физическим развитием.

Интенсивная учебная нагрузка в школах нового типа, выполнение домашних заданий, умноженные на слабое здоровье ребенка приводят к тому, что в прогимназических классах гармонично развитых детей вдвое меньше, чем в классах с традиционным обучением. Поэтому, предшкольная программа подготовки детей должна предусматривать и воспитание, и обучение, и ставить в один ряд стартовые возможности будущих школьников.

Кому подражает школьник

Одной из важных проблем современного начального образования является несоответствие реальных потребностей школьников с образовательными услугами. Проще говоря, система образования не всегда может вызвать у детей интерес к учебе. Им не хочется идти в школу, не хочется встречаться с учителями, не всегда их устраивают профессиональные и личные качества педагогов. Поэтому, важнейшим условием улучшения качества образовательного процесса следует считать преподавательский корпус. Профессионализм каждого учителя, его личностные качества в совокупности с условиями обучения позволяют ребенку приобретать и учебный и жизненный опыт. Одновременно с содействием в образовании ребенка учитель формирует в нем чувство ответственности, активности и творчества.

Как следствие вышеперечисленных факторов, проблемой в начальном образовании является неуспеваемость и второгодничество школьников, различные причины выбытия детей из школьной системы. Эти негативные проявления имеют тенденцию к увеличению.

Садись, пять...или...

Большую роль в учебном процессе принадлежит оценкам и учету достижений школьников. В современном классе это должна быть не просто формальная оценка. Это может быть иной способ учета достижений — профиль умений, дневник достижений или другой вид аутентичного дополнения к традиционному балу.

Начальная школа является стартовой площадкой для творческого развития личности. И от того, какой будет дан старт, зависит весь жизненный путь человека. Поэтому, решение проблем начального образования необходимо считать первоочередными. При этом следует помнить, что основным показателем всей системы должно стать состояние души ребенка.