Дети и карманные деньги

08.12.2011

Одна из достаточно сложных проблем семейной педагогики заключается в воспитании у ребёнка правильного отношения к деньгам. У родителей довольно часто возникают сомнения о том: использовать деньги как средство наказания и поощрения или нет? Можно ли создавать воспитывающие ситуации на основе взаимоотношений, где присутствуют деньги? Вопросы, которые касаются денег, представляют собой широкое поле для закладывания и развития таких качеств в ребёнке как честность, обязательность, аккуратность, скромность, честность и деликатность. Для того чтобы воспитать в ребёнке правильный взгляд на роль денег в жизни необходимо показать ему их место среди других основных жизненных ценностей. Очень часто во взаимоотношениях детей и родителей, где затрагивается денежный вопрос, происходят досадные педагогические ошибки, которые родителям очень важно осознать.

Карманные деньги…

Давать карманные деньги или не давать? В каких количествах? В каких случаях? Как вести себя при этом? Вот какие вопросы часто задают сами себе родители. Работники специальных воспитательных учреждений для правонарушителей, не достигших совершеннолетнего возраста, свидетельствуют: среди их воспитанников числится много именно таких ребят, которые в семье были полностью лишены карманных денег. Разумеется, не на все просьбы подростка о деньгах следует обращать внимание и тот час удовлетворять их, однако же, если родители посчитали возможным удовлетворить подобные просьбы, делать это стоит только в доброжелательной форме, а не в сопровождении сетования и ворчания. Отцы и матери должны научить детей с бережным уважением относиться к родительскому «куску хлеба» и не забывать при этом, привить некоторые чувства благодарности, соблюдая при этом нормы повышенной деликатности. Надо с уважением относиться к детским потребностям и свободе пользоваться деньгами. Если родители согласны с тем фактом, что ребёнок увлекается коллекционированием, то должны учитывать эти расходы. Иной раз лучше просто отказать просьбу подростка, чем выполнить её, сопровождая высказываниями: «У меня не монетный двор!», «Сколько ещё можно с меня тянуть?!» и т.д. Горечь и унижение, которое испытывают подростки, слыша это, не укрепляют уважение к нам и не помогают им оценить наши жертвы, а только отравляют их души почти навязчивым желанием любым способом поскорее заиметь «свои наличные»!

Спрашивать или не спрашивать про сдачу денег после самостоятельных покупок детьми?

Задавать такие вопросы или нет? Проверять или полностью доверять? Всегда или в некоторых случаях? В любом случае: доверяем ли мы своему ребёнку полностью или сомневаемся в его добросовестности, у нас всё равно нет права унижать его достоинство. Если мы посчитаем нужным выявить истраченные или оставшиеся у него деньги, то обязаны сделать это без вывода «на чистую воду» и тем более не в форме «допрашивания» да ещё «с пристрастием». Проще всего как часто бывает во многих семьях придерживаться «железной дисциплины» и установить систему «взял - верни». Однако, лучше создать в семье гибкий, мягкий, демократический и в то же время исполненный обязательствами семейный стиль. Наиболее полноценно решаются вопросы с денежными расчётами в тех семьях, где подростки приобщены к хозяйству, семейному бюджету, где они не от случая к случаю выполняют поручения, а чувствуют себя, хотя бы отчасти, но хозяином дома.

Денежное воровство…

Денежное воровство – очень опасно или пройдёт со временем? Что делать? Прежде всего, надо попробовать разобраться. Почему? Зачем? Каким образом? Существует распространённое мнение будто кража – это особая провинность, которая требует от родителей мер чрезвычайных, исключительных, вплоть до физического наказания. Нет, скорее наоборот. Ребёнок под влиянием страха, оскорбления, унижения уходит в себя, затаивается, скрытничает и уже тем самым приобретает наклонности к нечестности. Начинать надо с основных детских потребностей. Если они естественны и имеют смысл для данного возраста, то семье необходимо найти все возможности для их удовлетворения. Ребёнок должен почувствовать, что с ним считаются и его желания уважают. Тогда в будущем они сами будут уверенны в понимании и поддержке взрослых, вместо того чтобы присвоить себе чужое.
И ещё об одном. Ребёнка ни в коем случае нельзя в будущем постоянно упрекать его нечестным поступком. «Что было - то было, и быльём поросло!» Эта мудрость должна быть в основе доброжелательной и доверительной семьи. Нет надобности, упорно напоминать ребёнку, искренне раскаявшемуся в своём проступке об этом неприятном событии. Но если в поведении ребёнка всё-таки проявляется недобросовестность, не следует скрывать от него нашей озабоченности этим. Ребёнок всё равно почувствует фальшивость показного доверия. Куда проще и честнее признать: «Да, я пока не совсем уверен, я беспокоюсь за тебя, я хочу помочь тебе, я на твоей стороне». А по мере того как сын или дочь утверждает своё право на доверие, чаще им это показывать и при этом радоваться вместе с ними. Одного необходимо избегать, безусловно – проявление враждебного неверия в возможности ребёнка стать лучше, даже если он оказывается виноват не один раз.

В заключение.

Родителям требуется подойти очень серьёзно, сознательно и ответственно к вопросу выработки в детях естественного и спокойного взгляда на деньги. На деньги - как на обычную и полезную деталь жизни; на деньги - как обыкновенное удобство жизни, которое не требует никаких моральных напряжений. Надо стараться создать в семье строгий денежный порядок, проникнутый взаимной заботой, деликатностью, доверием и взаимопониманием.