Обучиться дистанционно - реально

28.10.2011

Научно-технический прогресс неизбежно затрагивает и проблемы образования, ставя перед ним новые задачи.

Во всем мире наблюдается тенденция увеличения минимального уровня образования. Это требует расширения доступа к высшему образованию, заставляет развивать новые нетрадиционные формы обучения. В развитых странах образование стоит на одной ступеньке с успехом, возможностью трудоустройства и материальным благополучием. Очень часто высшее образование получает не только молодежь. По научным исследованиям, в США только 43% студентов вузов моложе 25 лет.

Научно-технический прогресс сделал непрерывность образования необходимостью. Наиболее показательным примером может служить информатика, поскольку прогресс в этой области идет опережающими темпами, профессиональные знания здесь устаревают особенно быстро. Из всех социальных категорий программисты, вероятно, более других чувствуют необходимость постоянного повышения квалификации. Освоение новых систем и языков для них является естественным и повседневным делом, хотя подобные проблемы находят место и в других областях. Крупные корпорации, такие как Боинг, IBM и многие другие, вынуждены развивать свои корпоративные образовательные системы, чтобы поддерживать внедрение новых технологий.

Современные концепции образования, опираясь на идеи демократии и равенства, подразумевают возможность каждому обучающемуся, независимо от места проживания, расы, пола, социального происхождения, получить образование, которое он хочет. Реализовать подобные идеи поможет переход от перемещения учащихся к передвижению знаний, образовательных ресурсов, информации.

Многое сделать в области образования способны новые системы коммуникаций. Им отводится основная роль в развитии современного дистанционного обучения. Дистанционное обучение это такая форма приобретения знаний и навыков, когда обучаемый и преподаватель разделены пространственно. Дистанционное обучение представлено сейчас преимущественно в виде заочного обучения в странах СНГ. Формы дистанционного обучения могут быть и другими - телевизионные программы, учебное радио, компьютерные курсы в режиме off line и т.д. Они опробованы с разным успехом во многих странах во всех видах образования: среднего, высшего, в повышении квалификации, переподготовке, корпоративном обучении, военном и других. Во время войны в Персидском заливе 4000 американских военнослужащих учились на дистанционных курсах и 70% их успешно окончили.

Здесь остановимся лишь на тех новых возможностях, которые привносит в дистанционное образование Интернет. Современные компьютерные и коммуникационные технологии позволяют организовать передачу знаний и обеспечить доступ к разнообразной учебной информации не хуже, а в ряде случаев и эффективнее, чем традиционные средства обучения.

Комплексное мультимедийное представление информации — звука, текста, видео, гиперссылок — позволяет создавать прекрасные электронные учебники и курсы. В одном из прогнозов Билла Гейтса сообщалось, что традиционные книги уже через несколько десятков лет станут архаикой.

Интернет — идеальное современное средство для реализации различных форм интерактивного общения, т.е. диалога. Причем диалог здесь имеется в виду в широком смысле, при этом подразумевается не только общение с преподавателем, но и с обучающими средствами - программами. Средствами диалога могут служить электронная почта, видео и аудиозаписи, программы-тесты, телеконференции, интернет-телефония, чат, видеоконференции и другие формы общения в реальном времени.

Возможности современных программ позволяют в значительной мере автоматизировать обучение, в частности контроль знаний и степень подготовленности или усвоения материала. Это достигается путем тестирования. Легко реализуются различные новые формы контроля, например, можно контролировать свое произношение, записывая его и сравнивая с эталонным. Такая функция уже является рядовой во многих курсах иностранного языка.

Интернет подразумевает новые формы доступа к информации. Облегчается пользование традиционными библиотечными фондами, когда доступ к нужным учебникам можно получить, не выходя из дома. Поиск в больших базах данных занимает доли секунд, что хорошо видно на примере компьютерного словаря. Если перевод практически занимает время, необходимое для перетаскивания слова в окно словаря, бумажный словарь обречен пылиться на полке.

Компьютерное моделирование и его сетевые версии позволяют визуализировать и наглядно изучать многие процессы, создавать аналоги дорогостоящих лабораторных стендов и установок. Успех компьютерных игр свидетельствует и о возможности создания новых игровых форм обучения, отличающихся высокой эффективностью.

Экономические аспекты дистанционного образования можно характеризовать цифрами, приводимыми разными экспертами: оно на 20—50% дешевле стационарного. При значительных потоках учащихся можно ощутимо снижать административные расходы введением электронного документооборота.

Современное дистанционное обучение еще переживает период своего становления. Наибольшие успехи здесь достигнуты пока еще не в рамках национальных систем образования, а на уровне организации отдельных курсов. Лидируют здесь программы в области бизнеса, на долю которых приходится около четверти всех программ. Появляются первые университеты. Многие из них основаны на базе ведущих университетов мира или связаны с ними.