Нужно ли платить студентам за то, чтобы они успешно учились?

17.10.2011

Немногие события во Франции способны вызвать горячие дебаты быстрее, чем шаги по реформированию системы образования страны, которые заключаются в претворении в жизнь республиканских ценностей, относящихся ещё ко временам французской Революции. Особенно когда появляется идея столь капиталистическая и неэгалитарная как плата студентам – не справляющимся с учебой и рискующим быть отчисленными - за то, что они посещают занятия и получают хорошие отметки. В этом месяце три профессиональных учебных заведения в бедных предместьях Парижа уже точно будут работать по этой экспериментальной программе. У двух классов в каждом учебном заведении будут счета, на которых будет примерно по 3000$. Если студенты будут стабильно посещать занятия и преподаватели будут довольны результатами их успеваемости, то на счет класса будет перечислено, своего рода, вознаграждение. Но тут есть один нюанс: студенты не имеют права потратить эти деньги на покупку нового iPod или Xbox. Каждый счет, сумма на котором не может превышать 15000$, может быть использован только на финансирование учебных проектов и программ, таких как поездки, заграницу с целью совершенствования языковых навыков, оснащение классов компьютерами или обучение правилам вождения с приобретением лицензии.
Цель правительства ясно: дать учащимся стимул, увеличить посещаемость занятий и уменьшить число молодых людей, которые покидают учебные заведения без документа о профессиональном образовании или диплома. Число таких выпускников каждый год варьируется от 12000 до 15000. Новая программа тестируется в профессиональных учебных заведениях, а не в университетах, где большинство студентов старательно готовятся к экзаменам на степень бакалавра, которые являются итогом обучения в университете. Причина в том, что профессионально-технических учебных заведений, особенно в неблагополучных, иммигрантских районах, как правило, имеют по окончании обучения большие проблемы с трудоустройством. Многие студенты чувствуют себя ненужными по завершении обучения. Многие теряют интерес к учебе, после того как их переводят в другой класс из-за отсутствия мест в тех, в которых они сами хотели бы учиться. Количество прогулов и отчислений очень высоко.
Естественно, такая идея должна вызвать реакцию оппозиции, тем более во Франции. Организации, представляющие интересы родителей, студентов и преподавателей осудили эту меру, создающую у обучающихся неправильное представление о сути процесса образования. «Мы выступаем категорически против платы студентам за их обещание посещать занятия», - говорит Филипп Вранд, президент Общества Родителей Студентов. «Мы должны тратить эти деньги на тех студентов, которые уверены в том, что их призвание это кулинария, а не ремонт автомобилей и наоборот, а не на тех, которые просто убивают время. Вместо этого мы выплачиваем студентам компенсацию за их скуку.
Другие противники утверждают, что программа бросает вызов эгалитарным идеалам Франции относительно образования и студентам нужно дать понять, что они граждане своей страны, и они равны независимо от их происхождения и должны быть законопослушными. «Мы обучаем детей, даем им возможность получать образование, воспитываем их в школе, но мы не должны платить им за это», - говорит Альберт-Жан Моуджин, вице-президент союза, представляющего преподавателей в средних школах. "Мы не должны ни превращать образование в товар, ни превращать обязанности в сделку между студентами и педагогами".
Подобные схемы побуждения практикуются и в других странах. В США, например, более чем в дюжине штатов студентам выплачивают деньги на карманные расходы за хорошие экзаменационные отметки и посещение дополнительных курсов. В Великобритании, Финансовая Поддержка Образования, которая сосредотачивается на том, чтобы помогать детям из малообеспеченных семей, предоставляет студентам ежемесячные выплаты, если у них хорошая успеваемость. Как и в Америке, Финансовая Поддержка Образования в Великобритании выдает деньги студентам на руки, и они могут тратить их на свое усмотрение. За десять лет, прошедших со дня введения этой программы удалось изменить процент отсеявшихся больше чем на 2 % ежегодно.
Чиновники образования будут тщательно контролировать посещение занятий студентами и их успеваемость в течение двухгодовой Парижской программы. Даже в случае успешности данного начинания чиновники не собираются делать эту программу национальной, если общественность будет против. Если это случится, правительство может столкнуться с другой проблемой: отвечать на жалобы студентов, лишенных ежемесячного пособия.