Начинаем школу - в 6 или 7 лет?

28.07.2011

Еще недавно ваш малыш только учился ходить и произносил свои первые слова, а вы читали ему вслух детские книжки, отвечая на бесконечные «почему?» и «зачем?». И вот он уже подрос, смышленый и любопытный, столько всего умеет – читать, складывать, умножать. Кажется, ему пора в школу, но как узнать наверняка?

Раньше дети шли в школу с семи лет, это было проще и понятней, сейчас же разнообразные школьные реформы привели к тому, что за парту начали отправлять всех шестилеток. Конечно, это не могло не сказаться на детской психике. Ведь кому-то обучение дается легче, кому-то сложнее, но так или иначе, все это сказывалось на здоровье детей, и родители забили тревогу, решив, что уж лучше следовать десятилетним традициям и не мучить своих чад.

Ныне же, к счастью, существует выбор – родители могут отдать ребенка в первый класс и шести- и семилеток. Это правильно, ведь все дети развиваются по-разному, и уж кому-кому, а родителю виднее, когда ребенок готов к такому важному шагу в своей жизни. Как же правильно ответить на вопрос: в 6 или в 7?

Нужно, прежде всего, включить свою интуицию и с большим вниманием относиться к собственному чаду. Бывает, что ребенок любознателен, эдакий «почемучка», который и знает гораздо больше своих одногодок, любит книжки и до всего ему есть дело. Можно подумать, будто он уже готов идти в школу, но что мы видим? Дни проходят, и ребенок угасает – пропадает бурлящий интерес ко всему вокруг, он не хочет учить уроки, ему сложно сосредоточиться, он плохо спит. Приходится забирать малыша домой и ждать еще один год.

Или еще по-другому бывает, когда сынишка растет уж больно подвижным, энергичным. Родители думают, что в школе его научат дисциплине и самоконтролю, или ему будет настолько интересно, что он будет увлечен уроками и начнет вести себя спокойней. Но учителя жалуются на беспокойного отпрыска, что он, дескать, не умеет себя вести, перебивает товарища, потому что сам знает ответ. Так в чем же дело?

Психолог Татьяна Гончаренко отмечает, что важны не только элементарные навыки, такие как чтение или письмо, или интеллектуальные способности, школьную зрелость определяет также и психологическая готовность ребенка, потребность в новой социальной среде в роли школьника. Он должен понимать, что придется принять новые обязанности и требования. Многие дети на вопрос: «Хочешь ли ты идти в школу», с готовностью отвечают: «Хочу», но если спросить их: «Почему?», ответят: «Все идут, значит, и я пойду» или «Мне купят красивый портфель и новые карандаши», а это значит, что осознанной потребности в обучении у него еще нет, и это не более чем любопытство – а как там будет? Необходимо же, чтобы школа привлекала ребенка знаниями и учебой, чтобы он хотел научиться писать, вырасти умным.

Также важно умение ребенка ставить перед собой цели и выполнять их, сосредотачиваться на каком-то деле. Ничего большого, просто помощь вам по хозяйству, выполнение каких-то просьб, может ли он, не смотря на собственное нежелание, все равно подчиниться, ведь в школе полным полно всяких ограничений и правил, которых нужно придерживаться.

К тому же не стоит игнорировать и здоровье ребенка, если он часто болеет, быстро устает, не стоит отдавать его в школу с мыслью, что там он станет «сильнее», пускай сначала окрепнет дома в кругу любящих людей. Если же ребенок крепкий и здоровый, то уже и в 6 лет сможет выдерживать школьные нагрузки.
Также стоит обращать внимание и на темперамент ребенка. Подвижным, эмоциональным, легко возбудимым детям будет сложно сосредоточиться на уроке, им нужно наиграться и нагуляться.

Один год разницы творит чудеса в этом возрасте, ребенок в 6 и 7 лет – это могут два совершенно разных человека, он взрослеет просто на глазах, развивается, и чем старше он становится, тем проще будет для него переход к более ответственной школьной жизни.

Если вы все-таки решили не отдавать ребенка в школу в 6 лет, важно не упустить это свободное время, ведь в этот период творческая активность детей наиболее высокая. Это золотое время, чтобы заинтересовать ребенка - увлечь музыкой, единоборствами, рисованием. Дайте ему как можно больше творчески самовыражаться, ведь в школе творчество уступит место заучиванию.