Ориентация старшеклассников на профессиональную деятельность

26.05.2011

Оказать помощь старшеклассникам в ориентации на профессиональную деятельность должны институты путем создания педагогически целесообразного и психологически адекватной образовательно-научной системы, которая максимально удовлетворит их профессиональные планы в соответствии с существующих и перспективных направлений социально-экономического развития. Задача системы - удовлетворение спроса общеобразовательного звена и других социальных институтов в специалистах-профориентаторах с их комплексной подготовкой в системе высших учебных заведений с целью восстановления государственной и региональной системы профессиональной ориентации; удовлетворения запроса педагогов-практиков современными научно-методическими основами и учебно-воспитательными комплектами по направлениям обучения и специальностям; ориентация молодежи на заполнение вакантных рабочих мест; координация и интеграция действий семьи, общеобразовательного звена в направлении решения проблемы подготовки старшеклассников к сознательному выбору профессии. Именно поэтому проблема ориентации старшеклассников на профессиональную деятельность является важной и актуальной. Ее суть заключается в создании обществом соответствующих условий для подготовки старшеклассников к сознательному принятию решения о выборе будущего вида профессиональной деятельности, осознании себя субъектом конкретной профессиональной деятельности и сравнение своих возможностей с психологическими требованиями профессий к специалисту, осознание своей ответственности за успешное выполнение деятельности и реализацию своих способностей, саморегуляцию поведения, направленного на достижение положительного результата.

Одновременно в области научного познания по содержанию, организации и методам профессиональной ориентации подчиняется дидактическим и воспитательным принципам, направленным на всестороннее и гармоничное развитие личности. Такими принципами являются: воспитательный характер и политехническая направленность профессиональной ориентации формирование профессиональных намерений соответствии с интересами, особенностями личности и потребностями экономического региона в кадрах; сотрудничество учебных заведений, семьи и производства в профориентационных мероприятиях. Эти принципы рассматриваются в единстве и взаимодействии.

Во время перестройки системы ориентации старшеклассников на будущую профессиональную деятельность стоит обратить внимание на сочетание технической и технологической культуры с учетом современных достижений педагогического образования и науки, создание методических центров профессиональной ориентации школьников и их родителей с целью их подготовки к сознательному выбору профессии; обобщение знаний, умений и навыков по технике, технологии, организации и планирования производства, ознакомление с трудовыми процессами и содержанием труда на предприятиях в учреждениях и организациях, создание необходимых условий для воспитания у старшеклассников жизненной позиции, сознательного отношения к труду, наличие трудовой дисциплины, привитие им начальных навыков работы по избранной профессии. Отметим, чтобы полноценно участвовать в социально-культурной и социально-экономической деятельности личность должна иметь ценностную основу профессионализма, которую составляют духовные, интеллектуальные, морально-волевые качества и организаторские способности.
Для решения проблемы ориентации старшеклассников на сознательный выбор профессии выстраивается система, которая предусматривает изучение общетеоретических вопросов и научную разведку; вопросы системы управления информацией; организационные и практические вопросы и т.п. Задачей системы является структурирование и реализация качественного содержания ориентации старшеклассников на профессиональную деятельность.
Составляющей содержания учебно-методического комплекта для старшеклассников должно быть ознакомление с основами производства и его структурой, технологическим процессом изготовления продукции; конструкциями и действием машин, станков, аппаратов, инструментов и приспособлений, средств автоматизации и механизации; чертежам; технологическими и инструктивные карточками; техникой безопасности и культурой труда; производственной гигиеной и противопожарными мероприятиями; экономикой и условиями оплаты труда имеющимся профессиям в организациях и предприятиях; организацией труда на рабочих местах и т.д. Это обусловливает создание образовательно-научной системы для подготовки старшеклассников к будущей профессиональной деятельности, обеспеченной научно-методический сопровождением.
Налаживание такой системы требует следующих мероприятий: проведение перспективных экспериментальных исследований; разработки теоретико-методологических основ профессиональной ориентации; разработки и совершенствования методов определения имеющейся и перспективной потребности регионального рынка труда, методов учета, оперативного поиска и использования соответствующей информации на практике и разработки соответствующих систем для информационного обеспечение учебных заведений и общественных институтов, которые проводят профориентационные мероприятия; разработки и усовершенствования социологических и дифференциально-психологических методов оперативного изучения формирования профессиональной направленности; разработки комплексных методик для диагностики профессиональных способностей, профессиональной пригодности, а также методов прогнозирования факторов успешности в определенном виде деятельности и разработка комплексов для психодиагностического обеспечения мероприятий по профессиональной ориентации, разработка методов сбора, хранения и оперативного поиска профессиографической информации и разработки психофизиологической систематики профессий или направлений деятельности; разработки системы информационно-профессиографического изучения практической работы по профессиональной ориентации; разработки методов формирования соответствующей профессиональной направленности; разработке методов формирования профессиональных способностей и профессиональной пригодности; разработки методов и построение моделей выравнивания социального престижа различных профессий; разработки методов экономического и морального регулирования процесса распределения и закрепления трудовых ресурсов на рынке труда; разработки системы мер по повышению привлекательности для школьников сфер материального производства и обслуживания; разработки системы мер по повышению эффективности воздействия СМИ на формирование мотивов выбора профессии; определение задач и системы управления общеобразовательной звена по профориентации в единстве с семьей и региональными органами власти, создание системы подготовки и переподготовки специалистов по педагогике и психологии, компетентных в решении проблемы подготовки школьников к сознательному профессиональному самоопределению; разработки организационных проектов отдельных цепей системы профориентации в стране, а также обновление общегосударственной системы профессиональной ориентации (профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация).
Наличие значительного количества профессий и специальностей требует особого внимания на усовершенствование профессиональной ориентации, которая рассматривается как научно обоснованная система подготовки молодежи к самостоятельному выбору профессии и должен учитывать индивидуальные особенности и интересы каждого человека и способствовать рациональному распределению движущих сил в интересах народного хозяйства страны , отдельной отрасли, экономического региона. Закономерно, что динамика научно-технического прогресса приводит к возникновению новых и отмирание ненужных обществу профессий. Правильная организация профориентационной работы может дать большой экономический эффект, поскольку значительное количество людей имеет ограничение до определенных видов или направлений профессиональной деятельности, а значит, нуждается в помощи специалистов в выборе профессии.