Страх отправить своего ребёнка в детский садик, заложен в нас на генном уровне. Вокруг этой темы муссируется много разговоров, но вердикт у всех один: до того, как отдали в детский сад, ребёнок был здоров, а после трёхдневного посещения – трёхнедельный больничный. Несомненно, в детском саду ребёнок болеет чаще. Но вся ли вина в этой ситуации лежит на детском учреждении?
У каждого человека в организме есть набор различных бактерий (в том числе и у детей), которые они получают в семье, обмениваясь ими как улыбкой или словами. Когда иммунная защита ослабевает, люди начинают болеть. Активность инфекции находится в прямой зависимости от эмоционального состояния человека, и особенно ребёнка. В таких случаях не помогает ни один рекламируемый препарат, восстанавливающий иммунитет.
Глазами мамы посещение детского садика выглядит следующим образом. С момента рождения ребёнка и до трёх лет она неотлучно находилась с ним дома. Она уже соскучилась по своей работе, ей надоела постоянная готовка и стирка, и, конечно-же, ей снова хочется оказаться среди людей. Мечты о том, что ребёнок скоро пойдёт в детский садик, а она окажется в родном коллективе, не покидают её. Она спит и видит это, все её мысли всё больше дистанцируются от повседневной деятельности ухода за ребёнком.
Ребёнок на интуитивном уровне ощущает все изменения, происходящие с мамой - и он им не рад. Постоянные мамины разговоры о детском садике и о предстоящей работе, вызывают в нём раздражение, не имеют никакого смысла, потому что опыт его ограничен. Он начинает переживать, поскольку впереди его ждёт что-то неизвестное и совсем неприятное!
Наконец наступает тот день, когда мама ведёт ребёнка в детский садик. Он видит там много детей. И вдруг хватает её за подол, ревёт навзрыд и никого не хочет слушать. Куда делся тот мягкий, жизнерадостный малыш, который на прогулках был очень общительным с окружающими сверстниками.
Всем миром его пытаются оторвать от мамы, воспитатель старается чем-то заиграть, чтобы мама незаметно исчезла и не опоздала на работу. Проведя целый день на работе в новом жизненном режиме, она уставшая забирает ребёнка из садика и вдруг понимает, что вечер в кругу семьи не сулит ей радости общения с ребёнком. Всю работу по дому, которую с лёгкостью она раньше делала на протяжении всего дня, теперь необходимо сделать за считанные часы вечером. Бегая от плиты к холодильнику и стиральной машине, она успевает только вымыть малыша, покормить и уложить в кровать. А ещё надо уделить внимание мужу, перегладить одежду для всех на завтра, себя привести в порядок…. Через несколько дней такой активной жизни с утра ребёнок проснётся с температурой: мама не пойдёт на работу и полностью займётся ребёнком, поскольку прошедшие несколько дней вымотали всех.
Чувства ребёнка в первый детсадовский день!
Непонятные мамины слова, сказанные ранее, превращаются в кошмар и воплощаются в реальность. Привычный мир ребёнка разрушен, он оказывается в новом месте с незнакомыми людьми.
Никогда не нужно забывать, что ригидность детей удивительна (отсутствие гибкости): обладая уникальной способностью адаптироваться, они, в то же время невероятно трудно привыкают к складывающимся обстоятельствам.
Эта особенность известна каждому родителю, который перечитывал сотню раз любимую сказку чада, пел неоднократно полюбившуюся песню. И чем чаще он это слышит, тем больше влюбляется в эту вещь (это аксиома: нравится, считается красивым и привлекательным всё, к чему привык).
Бывает, родители забывают напомнить детям, что вечером обязательно их заберут из садика. Родителям данное обстоятельство очевидно, но ребёнок так не думает. Оказываясь в такой ситуации, он считает, что за ним никто не придет, и он останется в саду навсегда. Воображение рисует страшилки (как в ужастике), потому что он не знает дороги домой. А возвратившись домой ребёнок и там не находит привычные условия: мама думает не о нём, возбуждена и занимается не только им.
Заполняя фантазиями информационные пробелы, ребёнок фантазирует на разные темы в меру своих возможностей, получает новые впечатления и по этой причине может сильно переживать.
А стресс, как известно, уменьшает активность системы иммунитета. Когда организм ослаблен, в нём быстро развивается инфекция. Именно поэтому ребёнок начинает болеть через несколько дней после оформления его в детский сад.
Но когда ребёнок заболел, чудесным образом всё преображается и возвращается к норме. Конечно, первые 3-4 дня тяжело (в острый период болезни): поднимается температура, есть иные признаки болезни. Ну а потом можно наслаждаться целых 2-3 недели привычным общением с мамой, пока участковый врач не отправит в детский сад. В этот момент срабатывает природный инстинкт, благодаря которому ребёнок на бессознательном уровне понимает, что для того, чтобы вернуть всё в привычное русло, нужно заболеть. Природный инстинкт и приспособил человечество выживать на Земле. Изменяя эмоциональное состояние, ребёнок учится изменять состояние системы иммунитета.
Не стоит винить детский сад, детей, которые только используют доставшиеся им природные способности, врачей, выполняющих профессиональный долг. Следует осознать, что необходимо сделать родителям, чтобы вырваться из этого замкнутого круга.
Первое – заранее начать готовить детей к детскому саду.
Можно предложить взять в детский сад любимую меховую игрушку. Она в отсутствие родителей будет вместо них. Когда ребёнок вспомнит маму, то сможет посадить рядом игрушку и с ней поговорить, мама об этом узнает и обязательно придёт – но придёт сразу, как сможет.
Ребёнок должен быть проинформирован о том, что в течение всего дня делает каждый член семьи. Мама поедет на работу и будет зарабатывать деньги. У каждого родителя есть полезное дело, которое он должен сделать для всех. Понимание того, что близкие уходят на работу, чтобы сделать полезное дело, нужно ребёнку, чтобы понять важность посещения детского садика, как личного вклада в благополучие общества и семьи. Далее ребёнку нужно объяснить, зачем ходит на работу папа и что он там делает. Обязательно нужно пояснить, что перед ним в детском саду стоит очень важная задача – стать похожим на родителей, а для этого надо учиться и расти.
Эмоциональный комфорт ребёнок будет чувствовать тогда, когда он будет осознавать свою значимость для семьи, находясь в детском саду (ведь на него возложена определённая миссия, а не оставили на хранение, как чемодан).
Поведение родителей должно быть продумано и по возвращении ребёнка из садика. Время нужно распределить так, чтобы вечером кто-то смог позаниматься с малышом, показав тем самым, как по нему соскучились и как он дорог и необходим своим родителям.
Во время болезни родителям тоже нужно определённым образом себя вести. Даже исполняя все перечисленные рекомендации, ребёнок может заболеть. Во время заболевания, чтобы не сформировалась реакция потребности в болезни, оказываемого ребёнку внимания должно быть уделено столько, сколько необходимо, чтобы облегчить страдания и не вызвать в нём чувство выгоды от болезни. Условия нужно создать такие, чтобы болезнь протекала скучно.
Конечно же, хочется ребёнка оградить от всех возможных бед, напастей, огорчений, его жалко, но всё это надо делать в разумных пределах. Наши дети не должны расти «мимозой в Ботаническом саду». Ведь впереди у них целая Жизнь.